Абрамов. Возвращение в Архангельск [2007-12-18]
11-16 декабря в нашей области прошел первый Межрегиональный фестиваль театрального искусства имени Федора Абрамова "Родниковое слово", посвященный Году русского языка.
В стиле ностальгии
После 30-летнего отсутствия инсценировки произведений нашего земляка-писателя вернулись на архангельскую сцену - от знаменитой додинской многочасовой фрески "Братья и сестры" до сорокаминутных эскизов "Будни Пряслиных" школьников из пинежского Еркино. За то большое спасибо инициатору фестиваля - региональному фонду имени Сергея Плотникова и ее директору Ольге Халтуриной, взбудоражившей своей идеей и нашедшей поддержку в федеральном агентстве по культуре и кинематографии, администрациях области и МО "Пинежский район", мэрии Архангельска:
Попытаемся же "объять необъятное" и в небольшом обозрении рассказать о самом интересном на первом фестивале "Родниковое слово".
Открытие его было похоже на вечер памяти Федора Абрамова - его читали, вспоминали, цитировали, пели его любимые песни, демонстрировали фотографии:
Особенно пронзительны были архивные кадры о гастролях областного театра драмы с одним из четырех поставленных по Абрамову спектаклем - "Две зимы и три лета" в Ленинграде, лица легендарных актеров - Сергея Плотникова, Клавдии Кулагиной, Светланы Невоструевой, самого Федора Александровича:
Нынешняя труппа театра восстановила маленький кусочек этой постановки, вызвав бурю ностальгических эмоций в зале, где аплодисменты перемешивались с недоумением: "Ну почему вы больше не ставите Абрамова?".
Еще большее впечатление произвела заслуженная артистка РФ Людмила Бынова, проникновенно, неистово исполнившая знаменитый монолог Евдокии-великомученицы. Сама Людмила Федоровна вздохнула в заключение: "Я этот монолог берегу, он, что называется, на чистом сливочном масле замешан".
Чаяла-не чаяла
К сожалению, не смогла посмотреть спектакль "Бабилей" (Гран-При "Золотого витязя") московского театрального объединения "Провинция". Но на открытии москвичи довольно интересно заявили о себе выступлением Татьяны Чернецовой, которая в образе простой северной бабы в неловко подвязанном сарафане "сыграла жизнь", прочтя рассказ Абрамова "Самая счастливая" и сумев подняться в нем до обобщения трагической судьбы русской женщины в двадцатом, неласковом к слабому полу, столетьи. А то, что ее пинежанка по-московски "акала", зрители актрисе простили.
Зато к другой исполнительнице - Наталье Кузнецовой из Нижнего Новгорода - многие были пристрастны. Еще бы, ее героиня моноспектакля "Запев Мадонны с Пинеги" - та же Евдокия-великомученица, мало того, что с волжским выговором, приправленным постоянным "ага", с бойкими, скорее, южными песнями и неприличными вскриками и жестами (" чаяла-не чаяла, увлеклась отчаянно:"), но и слишком молода и сексуальна для старухи. Сыграно, конечно, живо, с лукавством, задором, и не удивительно, что спектакль восторженно принимают за рубежом. Но недаром Федор Абрамов всегда очень трепетно относился, кто и как будет воплощать на сцене героев его произведений.
Ну не Евдокия это Дунаева с ее великими терпением, смирением, любовью и жертвенностью: Хотя режиссер Владимир Кулагин и актриса уверяли, что делали спектакль не о пинежской женщине, а обо всех страдалицах Руси, чуть не со слезами поведали о своем волнении при встрече с Верколой. Не знаю, как там приняли этот спектакль, ведь гости говорили ВеркОла, ПинЕга. А от Евдокии из "Запева:" осталось впечатление как от Аксиньи из последней версии "Тихого Дона" - не родная она нам: Увы.
Никаких фуфаек!
Хотя сам факт, что "чужие" режиссеры берутся за постановку Абрамова, болеют его прозой, для нас - родных писателю, большой укор и назидание - не нравится, сделайте лучше.
Поэтому с большим энтузиазмом воспринято известие о том, что в областном молодежном театре взялись за "Деревянных коней". Правда запланированная в рамках фестиваля премьера не состоялась, перенесена на весну, но Виктор Панов провел показательную репетицию - своеобразный мастер-класс, где "озвучил" концепцию будущего спектакля.
Охлупни-коньки, лоскутное покрывало вместо неба, деревянные мостки как пути- перепутья - оформляет спектакль питерский художник Ирина Бируля. Инсценировка подарена Любимовым с Таганки.
- Абрамов - совесть, память, страдание и вера. Для меня это спектакль-реквием, - размышляет Панов, - поэтому никаких фуфаек, никакого музея не будет, они же, эти женщины, приходят оттуда - с небес и должны быть в белом! И я уже три варианта костюмов отверг.
Как передать на сцене эту фразу: "Леса лесеют, и души лесеют"? Еще вопрос - нужен говор пинежский или нет? Для меня важнее, чтобы молодые актеры, участвующие в спектакле, через себя все пропустили и поняли, в каком краю они живут. Для них это сложно - постичь природу существования этих людей: А во что поверит актер, поверит и зритель. Сегодня надо будить уснувшие эмоции, культивировать способность сострадания, убитое чувство ответственности за слово, дело, родовое гнездо.
Виктор Петрович с азартом показывал - вот здесь будут два ряда манекенов, этот отрез материи - длинный-длинный, как дорога жизни, по которой идет героиня, а на лоскутном небе отразятся реальные лица ушедшей эпохи: А из увиденного больше всего запала в душу Пелагея, которую с болью играет Яна Панова. Очень хочется, чтобы спектакль получился.
Лиза Пряслина из Еркино
Открытием фестиваля можно назвать театральный коллектив Ерконемской основной школы. Ребята играли свой спектакль "Будни Пряслиных" в битком набитом школьниками актовом зале городского лицея - всего несколько сцен, где самая волнующая - как Михаил вернулся с лесозаготовок и принес буханку хлеба. Юные артисты подкупили искренностью, серьезной основательностью, яркостью созданных образов. Особенно понравилась девочка, игравшая мать и, конечно же, Лиза.
- Лиза - мой идеал, - поделилась десятиклассница Наташа Зайцева, - ведь она энергичная, боевая, веселая, хотя ей нелегко - вместе с матерью и братом поднимает семью. Изменилась ли жизнь на Пинежье? Вряд ли. Вот нас у мамы трое, и тоже надо выживать. Умирает потихоньку деревня на Севере, а надо, чтобы политика велась за ее возрождение.
Самые лестные отзывы о Наташе - звонкой певунье и отличном мастере художественного слова, услышала я и от руководителя коллектива Анны Томиловой, которая, кстати, не только знала Абрамова, но даже стала одной из его героинь в "Траве-мураве". Оттого радостно, что не иссякла талантами пинежская земля, и верится, не умрет жизнь на ней.
И не таким уж грустным кажется финал "Братьев и сестер", которых привез из Петербурга Малый драматический театр - Театр Европы. Он поставлен в 1985-м, но, несмотря на "музей" - фуфайки и прочее - по-прежнему современен, потому что говорит откровенно со зрителем о вечном - жизни и смерти, любви и ненависти, верности и предательстве. Актеры держат зал на протяжении всех шести часов действия в эмоциональном напряжении, не давая продыху, потому слезы мешаются со смехом, грустные вздохи с радостными всплесками аплодисментов. Тут нет больших и маленьких ролей, все - от малых детей до старшего поколения - единый ансамбль, где искрами сияют то яростный Петр Семак - Михаил, то задорная Наталья Фоменко - Варвара: Додинцы закрыли фестиваль на высокой звенящей ноте. Что будет с ним дальше?
В своей нише
Фестивализация страны началась в 90-х, но не от хорошей жизни - театры перестали ездить на гастроли, актерам не хватало общения, они "варились в собственном соку". На сегодня в России насчитывается более 40 театральных фестивалей. Среди них - Международный Чеховский в Москве, Балтийский дом в Питере, "Рождественские встречи" в Новосибирске, "Царь-сказка" в Великом Новгороде, "Монокль", "Дорогами добра", "Мелиховская весна", "Островский в Доме Островского", "Пять вечеров", "В начале было слово" в Перми и множество других. Как занять в этом разнообразии свою нишу, вызвать интерес и у коллег по цеху, и у зрителей?
Об этом рассуждали на "круглом столе", в котором приняли участие работники культуры, представители СТД, Союза писателей, педагоги, журналисты.
Все отмечали удачное название - "Родниковое слово", и вместе с тем ответственность за взятую высокую планку - абрамовский девиз "Будить, всеми силами будить Человека в человеке" нужно оправдывать. Предлагалось расширить рамки фестиваля до форума, включив в него, например, конкурсы инсценировок и художественного слова, выставки художников-иллюстраторов, литературные странички, посвященные творчеству Абрамова, Белова, Шукшина, Личутина, Распутина:
- Абрамовскому фестивалю быть всероссийским, - уверена генеральный директор творческо-координационного центра "Театр-информ" Ольга Сенаторова, - сейчас скромно рождается великое событие для российского театра. Фестиваль тронул души людей, и это главное.
Людмила Крутикова-Абрамова, приветствуя фестиваль, сказала, что "это должно быть не мероприятие, а большое дело", участники "круглого стола" добавили - "и живое", выразив надежду, что из зернышка, посеянного сегодня, вырастет хороший плод.
Без сцены
Хотя к "бочке меда" всегда найдется "ложка дегтя".
- Фестивалей много, а выигрывают те, что имеют свое лицо, - заметила представитель Министерства культуры Тамара Гудима. - Я сейчас вернулась из Ульяновска с фестиваля "Герои Гончарова на российской сцене", он проходил в только что реконструированном здании театра. Это тоже важно, а в Архангельске нет по сути своей театральной сцены!
Увы, но фестиваль и намечен был на декабрь 2008-го, в надежде, что в сентябре будет открыто обновленное здание областного театра драмы. Это не случилось, не удалось освоить на реконструкции и значительную сумму, которую теперь просто сняли, и уже раздаются голоса "сверху" - нам не важно, какие будут спектакли, можете совсем их не ставить, главное - срочно завершайте строительство. Но это тоже неверно. А если на эту отремонтированную прекрасную сцену нечего будет вынести?
Потому и возникает тревога: следующий абрамовский фестиваль намечено провести через четыре года, он будет?
Абрамов вернулся в Архангельск, и хочется, чтобы он остался.
Людмила Ашиток, Волна
|