Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








Абрамов. Возвращение в Архангельск


[2007-12-18]





    





11-16 декабря в нашей области прошел первый Межрегиональный фестиваль
театрального искусства имени Федора Абрамова "Родниковое слово", посвященный
Году русского языка.



В стиле ностальгии


После 30-летнего отсутствия инсценировки произведений нашего земляка-писателя
вернулись на архангельскую сцену - от знаменитой додинской многочасовой фрески
"Братья и сестры" до сорокаминутных эскизов "Будни Пряслиных" школьников из
пинежского Еркино. За то большое спасибо инициатору фестиваля - региональному
фонду имени Сергея Плотникова и ее директору Ольге Халтуриной, взбудоражившей
своей идеей и нашедшей поддержку в федеральном агентстве по культуре и
кинематографии, администрациях области и МО "Пинежский район", мэрии
Архангельска:



Попытаемся же "объять необъятное" и в небольшом обозрении рассказать о самом
интересном на первом фестивале "Родниковое слово".


Открытие его было похоже на вечер памяти Федора Абрамова - его читали,
вспоминали, цитировали, пели его любимые песни, демонстрировали фотографии:



Особенно пронзительны были архивные кадры о гастролях областного театра драмы с
одним из четырех поставленных по Абрамову спектаклем - "Две зимы и три лета" в
Ленинграде, лица легендарных актеров - Сергея Плотникова, Клавдии Кулагиной,
Светланы Невоструевой, самого Федора Александровича:


Нынешняя труппа театра восстановила маленький кусочек этой постановки, вызвав
бурю ностальгических эмоций в зале, где аплодисменты перемешивались с
недоумением: "Ну почему вы больше не ставите Абрамова?".



Еще большее впечатление произвела заслуженная артистка РФ Людмила Бынова,
проникновенно, неистово исполнившая знаменитый монолог Евдокии-великомученицы.
Сама Людмила Федоровна вздохнула в заключение: "Я этот монолог берегу, он, что
называется, на чистом сливочном масле замешан".


Чаяла-не чаяла



К сожалению, не смогла посмотреть спектакль "Бабилей" (Гран-При "Золотого
витязя") московского театрального объединения "Провинция". Но на открытии
москвичи довольно интересно заявили о себе выступлением Татьяны Чернецовой,
которая в образе простой северной бабы в неловко подвязанном сарафане "сыграла
жизнь", прочтя рассказ Абрамова "Самая счастливая" и сумев подняться в нем до
обобщения трагической судьбы русской женщины в двадцатом, неласковом к слабому
полу, столетьи. А то, что ее пинежанка по-московски "акала", зрители актрисе
простили.


Зато к другой исполнительнице - Наталье Кузнецовой из Нижнего Новгорода - многие
были пристрастны. Еще бы, ее героиня моноспектакля "Запев Мадонны с Пинеги" - та
же Евдокия-великомученица, мало того, что с волжским выговором, приправленным
постоянным "ага", с бойкими, скорее, южными песнями и неприличными вскриками и
жестами (" чаяла-не чаяла, увлеклась отчаянно:"), но и слишком молода и
сексуальна для старухи. Сыграно, конечно, живо, с лукавством, задором, и не
удивительно, что спектакль восторженно принимают за рубежом. Но недаром Федор
Абрамов всегда очень трепетно относился, кто и как будет воплощать на сцене
героев его произведений.



Ну не Евдокия это Дунаева с ее великими терпением, смирением, любовью и
жертвенностью: Хотя режиссер Владимир Кулагин и актриса уверяли, что делали
спектакль не о пинежской женщине, а обо всех страдалицах Руси, чуть не со
слезами поведали о своем волнении при встрече с Верколой. Не знаю, как там
приняли этот спектакль, ведь гости говорили ВеркОла, ПинЕга. А от Евдокии из
"Запева:" осталось впечатление как от Аксиньи из последней версии "Тихого Дона"
- не родная она нам: Увы.


Никаких фуфаек!



Хотя сам факт, что "чужие" режиссеры берутся за постановку Абрамова, болеют его
прозой, для нас - родных писателю, большой укор и назидание - не нравится,
сделайте лучше.


Поэтому с большим энтузиазмом воспринято известие о том, что в областном
молодежном театре взялись за "Деревянных коней". Правда запланированная в рамках
фестиваля премьера не состоялась, перенесена на весну, но Виктор Панов провел
показательную репетицию - своеобразный мастер-класс, где "озвучил" концепцию
будущего спектакля.



Охлупни-коньки, лоскутное покрывало вместо неба, деревянные мостки как пути-
перепутья - оформляет спектакль питерский художник Ирина Бируля. Инсценировка
подарена Любимовым с Таганки.


- Абрамов - совесть, память, страдание и вера. Для меня это спектакль-реквием, -
размышляет Панов, - поэтому никаких фуфаек, никакого музея не будет, они же, эти
женщины, приходят оттуда - с небес и должны быть в белом! И я уже три варианта
костюмов отверг.



Как передать на сцене эту фразу: "Леса лесеют, и души лесеют"? Еще вопрос -
нужен говор пинежский или нет? Для меня важнее, чтобы молодые актеры,
участвующие в спектакле, через себя все пропустили и поняли, в каком краю они
живут. Для них это сложно - постичь природу существования этих людей: А во что
поверит актер, поверит и зритель. Сегодня надо будить уснувшие эмоции,
культивировать способность сострадания, убитое чувство ответственности за слово,
дело, родовое гнездо.


Виктор Петрович с азартом показывал - вот здесь будут два ряда манекенов, этот
отрез материи - длинный-длинный, как дорога жизни, по которой идет героиня, а на
лоскутном небе отразятся реальные лица ушедшей эпохи: А из увиденного больше
всего запала в душу Пелагея, которую с болью играет Яна Панова. Очень хочется,
чтобы спектакль получился.



Лиза Пряслина из Еркино


Открытием фестиваля можно назвать театральный коллектив Ерконемской основной
школы. Ребята играли свой спектакль "Будни Пряслиных" в битком набитом
школьниками актовом зале городского лицея - всего несколько сцен, где самая
волнующая - как Михаил вернулся с лесозаготовок и принес буханку хлеба. Юные
артисты подкупили искренностью, серьезной основательностью, яркостью созданных
образов. Особенно понравилась девочка, игравшая мать и, конечно же, Лиза.



- Лиза - мой идеал, - поделилась десятиклассница Наташа Зайцева, - ведь она
энергичная, боевая, веселая, хотя ей нелегко - вместе с матерью и братом
поднимает семью. Изменилась ли жизнь на Пинежье? Вряд ли. Вот нас у мамы трое, и
тоже надо выживать. Умирает потихоньку деревня на Севере, а надо, чтобы политика
велась за ее возрождение.


Самые лестные отзывы о Наташе - звонкой певунье и отличном мастере
художественного слова, услышала я и от руководителя коллектива Анны Томиловой,
которая, кстати, не только знала Абрамова, но даже стала одной из его героинь в
"Траве-мураве". Оттого радостно, что не иссякла талантами пинежская земля, и
верится, не умрет жизнь на ней.



И не таким уж грустным кажется финал "Братьев и сестер", которых привез из
Петербурга Малый драматический театр - Театр Европы. Он поставлен в 1985-м, но,
несмотря на "музей" - фуфайки и прочее - по-прежнему современен, потому что
говорит откровенно со зрителем о вечном - жизни и смерти, любви и ненависти,
верности и предательстве. Актеры держат зал на протяжении всех шести часов
действия в эмоциональном напряжении, не давая продыху, потому слезы мешаются со
смехом, грустные вздохи с радостными всплесками аплодисментов. Тут нет больших и
маленьких ролей, все - от малых детей до старшего поколения - единый ансамбль,
где искрами сияют то яростный Петр Семак - Михаил, то задорная Наталья Фоменко -
Варвара: Додинцы закрыли фестиваль на высокой звенящей ноте. Что будет с ним
дальше?


В своей нише



Фестивализация страны началась в 90-х, но не от хорошей жизни - театры перестали
ездить на гастроли, актерам не хватало общения, они "варились в собственном
соку". На сегодня в России насчитывается более 40 театральных фестивалей. Среди
них - Международный Чеховский в Москве, Балтийский дом в Питере, "Рождественские
встречи" в Новосибирске, "Царь-сказка" в Великом Новгороде, "Монокль", "Дорогами
добра", "Мелиховская весна", "Островский в Доме Островского", "Пять вечеров", "В
начале было слово" в Перми и множество других. Как занять в этом разнообразии
свою нишу, вызвать интерес и у коллег по цеху, и у зрителей?


Об этом рассуждали на "круглом столе", в котором приняли участие работники
культуры, представители СТД, Союза писателей, педагоги, журналисты.



Все отмечали удачное название - "Родниковое слово", и вместе с тем
ответственность за взятую высокую планку - абрамовский девиз "Будить, всеми
силами будить Человека в человеке" нужно оправдывать. Предлагалось расширить
рамки фестиваля до форума, включив в него, например, конкурсы инсценировок и
художественного слова, выставки художников-иллюстраторов, литературные
странички, посвященные творчеству Абрамова, Белова, Шукшина, Личутина,
Распутина:


- Абрамовскому фестивалю быть всероссийским, - уверена генеральный директор
творческо-координационного центра "Театр-информ" Ольга Сенаторова, - сейчас
скромно рождается великое событие для российского театра. Фестиваль тронул души
людей, и это главное.



Людмила Крутикова-Абрамова, приветствуя фестиваль, сказала, что "это должно быть
не мероприятие, а большое дело", участники "круглого стола" добавили - "и
живое", выразив надежду, что из зернышка, посеянного сегодня, вырастет хороший
плод.


Без сцены



Хотя к "бочке меда" всегда найдется "ложка дегтя".


- Фестивалей много, а выигрывают те, что имеют свое лицо, - заметила
представитель Министерства культуры Тамара Гудима. - Я сейчас вернулась из
Ульяновска с фестиваля "Герои Гончарова на российской сцене", он проходил в
только что реконструированном здании театра. Это тоже важно, а в Архангельске
нет по сути своей театральной сцены!



Увы, но фестиваль и намечен был на декабрь 2008-го, в надежде, что в сентябре
будет открыто обновленное здание областного театра драмы. Это не случилось, не
удалось освоить на реконструкции и значительную сумму, которую теперь просто
сняли, и уже раздаются голоса "сверху" - нам не важно, какие будут спектакли,
можете совсем их не ставить, главное - срочно завершайте строительство. Но это
тоже неверно. А если на эту отремонтированную прекрасную сцену нечего будет
вынести?


Потому и возникает тревога: следующий абрамовский фестиваль намечено провести
через четыре года, он будет?



Абрамов вернулся в Архангельск, и хочется, чтобы он остался.









Людмила Ашиток, Волна

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru