Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








Мечта губернатора Гагарина


[2007-11-27]





    





Высшему морскому образованию в Архангельске - 50 лет



В минувшую пятницу в зал АМУ на юбилей Архангельского филиала Государственной
морской академии имени адмирала С. О. Макарова (АФ ГМА) собралось много гостей.


Среднее или высшее?



Прибыли представители министерства транспорта РФ, областной и Архангельской
городской администраций, областного и городского парламентов, академии имени
Макарова, архангельских судоходных и портовых компаний, а также выпускники
Архангельского филиала "макаровки" разных лет. А для чего, собственно, моряку
высшее образование? Этот вопрос, с которого начался наш разговор с Валерием
Рохиным, директором архангельского филиала морской академии имени С. О.
Макарова, думаю, не нарушает торжественного духа состоявшейся в пятницу
юбилейной встречи. Ведь и на ней шел разговор о его благотворном влиянии на
отечественное мореплавание.


ВОЛНА: Вот, казалось бы, нонсенс, Валерий Валентинович: моряки-специалисты со
средним техническим образованием столь же успешно несут в море вахты и на
мостике, и в машинном отделении, как и их коллеги с дипломами инженеров-
судоводителей, механиков, электромехаников, и получают такую же зарплату:



Валерий РОХИН: Дискуссия об этом давно уже идет в морских кругах. Менее месяца
назад в Санкт-Петербурге проходила международная конференция "Тенденции морского
образования в ХХI-м веке". Там высказывались разные мнения. В принципе,
существующая Морская конвенция ПДМНВ-78/95 (по подготовке и дипломированию
моряков и несения вахты) для работы в море вплоть до должности капитана не
требует высшего образования. Многие судоходные компании нанимают на работу
моряков, исходя из формального соответствия их документов этой конвенции. Другие
же компании проводят политику занятия старших командных должностей кадрами
только с высшим образованием. Однако делать это с каждым годом становится все
труднее, ведь дефицит кадров комсостава на мировом флоте составляет, как
прозвучало на конференции, 2 процента. А лет через шесть он поднимется до 6
процентов.


ВОЛНА: В чем причина дефицита?



РОХИН: Торговый флот растет, а количество желающих работать в море не столь
велико, несмотря на высокие зарплаты. Ценятся на мировом флоте моряки прежде
всего из Западной Европы, США, Канады, России. Притом наши моряки и со средним,
и с высшим образованием высоко котируются. На российских специалистов с высшим,
особенно с дипломом "макаровки", спрос вообще неограниченный. Да, формально
моряки, имеющие среднее и высшее образование, оказались уравнены в правах
конвенцией. Однако позиция ГМА им. адм. С.О. Макарова такова, что это положение
не нормально. Более квалифицированный специалист должен иметь приоритет. В
России требования к образованию моряков исторически были всегда выше
международных. Наша страна ввела дипломирование моряков в конце 19-го века,
когда в мире даже еще и не задумывались об этом. А мысль о высшем морском
образовании вообще возникла впервые у нас на Севере, еще в 1866 году. Тогда
архангельский губернатор Сергей Павлович Гагарин доказывал в обстоятельном
письме министру финансов России необходимость такого шага: ":Нельзя оставить
Беломорский край, в котором развился русский торговый флот с исключительно
национальным оттенком, - без высшего торгового мореплавания и судостроения.
Слишком важные интересы этого требуют, и если они останутся в пренебрежении, то
морской торговой силы, способной соперничать с иностранцами, мы долго еще иметь
не будем, и на долгое время внешняя торговля, вместе с ней и наше
благосостояние, останется от них в зависимости. :"


Но, увы, морской вуз в Архангельске не создали из-за недостатка средств.Кстати,
прародитель "макаровки" петербургский яхт-клуб был основан лишь спустя 10 лет в
1876 году.



Отличия - в женщинах?


ВОЛНА: И все же, чем отличается штурман или механик с высшим образованием от
коллеги со средним, и почему первые пользуются более высоким спросом?



РОХИН: Квалификация и подготовка первых все-таки существенно выше. К морскому
образованию у нас два подхода. Первый - натаскивание. Курсанту дают минимум
необходимых для морской работы знаний и на практике "натаскивают" на возможность
занять должность. Это метод среднего образования. У высшего другая концепция.
Больший объем знаний по специальности - раз, развитие широкого кругозора в
профессии и глубокая общенаучная подгтовка - два. Если специалист со средним
образованием исправно исполняет свои повседневные обязанности, то в нештатной
ситуации он зачастую оказывается несостоятельным. Его этому в средней мореходке
не учили, да и не предусмотреть при обучении все ситуации, которые могут
возникнуть в море. Практика показывает, что специалист с высшим образованием -
это человек, настроенный на самостоятельное мышление, на принятие на основе
знаний и анализа нетривиальных решений, наиболее подходящих в той или иной
ситуации. То есть цель инженерного вуза - не только дать сумму знаний, но и
наделить кругозором, научить человека широко мыслить. Эти доводы специалистов
морской академии имени Макарова с интересом выслушали на конференции в Питере
представители IMO (Международной морской организации). На конференции
высказывалось в частности предложение ограничить право моряков со средним
образованием занимать командные должности на судах с определенной мощностью
двигателей или тоннажом. Например, невозможно представить, чтобы специалист со
средним образованием мог возглавить экипаж супертанкера, крупного
контейнеровоза, пассажирского лайнера. А в российском морском флоте капитаны и
старшие механики практически всех судов дальнего плавания имеют высшее
образование.


ВОЛНА: Давайте вспомним, как к этому пришли у нас на Севере.



РОХИН: В 1957 году, когда создавался архангельский филиал ЛВИМУ, как тогда
называлась "макаровка", в Севморпароходстве практически не было специалистов не
только с высшим образованием, но даже со средним, после АМУ их было немного.
Большинство комсостава - были практики с курсовым образованием. К тому времени
морским властям стало понятно, что в связи с усложнением техники, размеров
судов, увеличением их скоростей возрастают и требования к командному составу
флота. И поэтому в Архангельский вновь образованный филиал ЛВИМУ практически
принудительно были зачислены для заочной учебы все капитаны, старшие механики,
старпомы Севморпароходства. Поэтому в первые годы у нас обучался в основном
старший комсостав. Когда этот контингент овладел высшим образованием, мы стали
принимать и моряков с менее высоких должностей на специальности судоводителя,
судомеханика, электромеханика, радиста, берегового управленца.


ВОЛНА: Что сейчас предлагает филиал "макаровки" морякам?



РОХИН: Мы и теперь принимаем на те же специальности, за исключением радистов,
которых не стало на судах. Самая востребованная сейчас специальность -
"Организация перевозок и управления на транспорте", притом более половины
обучающихся по ней - девушки. Надо сказать, что есть девушки, желающие пройти
заочное обучение и по специальностям плавсостава: судоводителей,
электромехаников. Мы приглашаем девушек и на очную учебу в академию в Петербург,
на факультет международного транспортного менеджмента, на радиофакультет и на
арктический. Для набора на очную учебу наш филиал имеет связи с морскими
предприятиями, которые через администрацию области направляют нам свои заявки на
обучение их работников либо выпускников школ в морской академии на бюджетной
основе.


ВОЛНА: Оказывают ли предприятия содействие своим работникам в процессе обучения?



РОХИН: Разумеется. Прежде всего тем, что обеспечивают им практику, а нередко
назначают и финансовую поддержку. С ними заключают договоры о том, что после
окончания обучения выпускники возвратятся на предприятие.


ВОЛНА: Возвращаются?



РОХИН: В основном, да. Однако бывают случаи, что нарушают договор и уходят
работать в другие компании, зарубежные, где больше оплата труда. Мы считаем
такое положение ненормальным. Это некрасиво этически, это обман предприятия,
которое организовало место учебы, помогало. Необходимо предпринимать
законодательные меры для того, чтобы исключить подобные явления.


Архангельск или Мурманск?



ВОЛНА: Что у архангельского филиала "макаровки" в перспективе?


РОХИН: У Архангельского морского образования славная, но трудная судьба. 140 лет
минуло с момента предложения о создании в Архангельске высшего морского учебного
заведения. Но его в полной мере нет и поныне. Наш филиал обучает только по
заочной форме и только до 4-го курса. Для обучения на старших курсах студенты
выезжают в Петербург. Это дорого для студентов. Поэтому в наших планах
организовать заочное обучение до 6-го курса в Архангельске. Это вполне реально,
хотя и очень непросто сделать. Считаем, что морской вуз здесь остро необходим.
Этого требует тенденция перемещения морской деятельности России на Север, на
арктическое побережье и шельф. Наши исследования показывают: в ближайшие годы и
десятилетия потребность в кадрах рядового и командного плавсостава в Арктике
будет настолько велика, что для ее удовлетворения срочно требуется создать в
приарктической зоне еще один морской вуз в дополнение к трем имеющимся в России:
на Дальнем Востоке, на Черном и Балтийском морях. Такой вуз может быть
организован в Мурманске или Архангельске. Притом серьезные преимущества у
Архангельска. Это удобная география, меньше затраты. К тому же предстоящее в
ближайшее время объединение АФ ГМА и АМУ закладывает основу для создания
морского университетского комплекса. Не требуется никакого строительства,
поскольку на территории учебного городка АМУ имеются свободные учебные площади.
Здесь можно развернуть морское образование всех ступеней: начальное, среднее,
высшее, дополнительное, а также развивать прикладную морскую науку, без которой
создание университетского комплекса невозможно. Впоследствии к этому научному
центру могли бы присоединиться и другие морские учебные заведения города.
Притом, если в имеющихся вузах Архангельска наблюдается перепроизводство
выпускников по ряду специальностей, то морякам безработица не грозит. Будущее
России - это Арктика. Там будут добываться не только углеводороды, но и другие
полезные ископаемые, запасы которых на суше уже истощаются. Перефразируя
Ломоносова, можно сказать, что теперь Россия будет прирастать шельфом
арктических морей. Для его освоения кадры надо начинать готовить раньше, чем
строить платформы, суда. Ведь без квалифицированных моряков продукция
судостроения - это лишь железо, обреченное на неэффективное использование, а то
и гибель. Суровая морская практика ежедневно доказывает, что потери от
недостаточной квалификации моряков многократно превосходят затраты на морское
образование.



ВОЛНА: Что нужно, чтобы сбылась мечта губернатора Гагарина? Какая поддержка
требуется морскому образованию?


РОХИН: Такая же, которую получали педагогический, лесотехнический и медицинский
институты в течение 70-80 лет своего существования, что и позволило им стать
теперь университетами. За 3/4 века ситуация в стране кардинально изменилась.
Возникли новые потребности. Следовательно, должна произойти реструктуризация
архангельского высшего образования. Очевидно, что столько педагогов, юристов,
экономистов, сколько выпускается сейчас, не будет нужно уже никогда. Сейчас
настало время выходить на лидирующие позиции морскому образованию. Оно - самое
перспективное в Архангельске!









Игорь Чесноков, Волна

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru