Левитинский прорыв [2007-11-27]
Архангельская область получила шанс решить наболевшие транспортные проблемы
Информация о том, что Архангельскую область в субботу посетит с рабочим визитом министр транспорта Игорь Левитин окончательно подтвердилась лишь в четверг. В полной мере значение визита удалось осознать лишь спустя некоторое время после совещания. Как представляется, оно состояло в том, что помимо конкретных обещаний расставлены приоритеты развития транспортной инфраструктуры региона. Это в полной мере относится к средствам сообщения в облаках, на реках и морях, и, конечно же, на земле.
Огромное близкое небо
Да, именно такими оказались новые федеральные приоритеты, а также ожидания региональной власти. Во многом неожиданным и очень важным показалось то обстоятельство, что для дальнейшего развития региона Николай Киселев попросил министра оказать поддержку авиатранспорту области. Впрочем, если учесть, что пассажиропоток за последние пять лет через аэропорт "Архангельск" вырос на 15%, а удельный вес авиатранспорта в структуре пассажирских перевозок превышает долю автомобильного (26 и 20 процентов соответственно), то удивительного в такой расстановке акцентов нет ничего.
Всего на территории Архангельской области и Ненецкого АО зарегистрировано 44 аэропорта и аэродрома, 35 из них - с грунтовым покрытием. Практически все аэродромы находятся в районах, где авиация является единственным круглогодичным видом транспорта. По мнению губернатора, для сохранения аэропортов в Мезени и Лешуконском, имущество которых находится в федеральной собственности, необходима целевая поддержка из федерального бюджета в размере около 23 млн рублей. Эксплуатационные сборы покрывают текущие расходы лишь наполовину и приводят к значительному удорожанию билетов для местного населения этих далеко не самых благополучных с экономической точки зрения районов области. Свыше 30 млн рублей направляет область на поддержку авиатранспорта в 2008 году.
И все же проблемы приоритетного для нашего региона авиатранспорта такими вливаниями не решить. Губернатор отметил, что некоторые аэродромы находятся на грани закрытия по причине чрезмерной жесткости федерального законодательства.
- Мы считаем целесообразным внести изменения в федеральные правила по авиационной безопасности и по поисковому аварийно-спасательному обеспечению полетов в части дифференцирования требований для неклассифицированных аэропортов - заявил губернатор Архангельской области.
К малым аэропортам не должно предъявляться требований о 3-метровых заборах и массе специалистов, обслуживающих аэропорт. Во всех развитых странах такие объекты занимают труд 2-3 человек.
Требуется и модернизация главного аэропорта области. Реконструкция взлетно- посадочной полосы, пассажирского терминала, оснащение его телескопическими платформами включено в федеральную целевую программу (ФЦП) "Модернизация транспортной системы России". Аэродром находится в ведении Министерства обороны, что делает затруднительным его финансирование в рамках ФЦП. Поэтому руководство области обратилось с просьбой ускорить принятие решения о передаче аэропорта в ведение Минтранса.
Однако Левитин обратил внимание на то, что транспортная инфраструктура - это инфраструктура двойного назначения, имеющая оборонное значение. Министр посоветовал руководству аэропорта идти иным путем: продавать часть акций инвесторам с тем, чтобы направлять средства на модернизацию. По словам И.Левитина, бизнес в аэропортах на данный момент в России высокорентабелен (30% прибыли). Как говорится, слова бы министра, да Богу в уши. Пока что "модернизация" аэропорта "Талаги" в значительной степени сводится лишь к тому, что багаж пассажирам начали выдавать за пределами теплого помещения, в холодном павильоне, ожидать его приходится на чересчур свежем в зимнее время воздухе.
Глава Минтранса также рассказал об якутском опыте решения проблем с поддержанием малой авиации. Минтранс финансирует развитие аэродромов, а регион субсидирует билеты пассажирам. Также планирует Левитин решать проблемы и в Архангельской области. Но что делать, если эксплуатационные сборы малых аэропортов, как и сегодня, будут зашкаливать? Получается, что федеральные инвестиции в Москве намерены "отбивать" за счет областного бюджета?
Что ж, вопросы остаются. Однако ж, важно то, что впервые проблемы авиасообщения в регионе поднялись на столь высокий уровень.
Новый порт требует расчетов
Второй по значимости была проблема развития водного транспорта в регионе. На этот раз Николай Киселев обратил внимание министра на необходимость финансирования дноуглубительных работ на Северной Двине и боковых с ней реках. Если в 80-х годах по реке транспортировалось около 20 млн тонн грузов в год, то сейчас эти объемы снизились в десять раз! Финансирование бассейнового управления "Севводпуть" необходимо увеличить более чем на 90 млн рублей. Тогда за 3 года можно провести работы, позволяющие поддерживать глубины основного хода реки Северная Двина до параметров 165 см. На данный момент поддерживаемая глубина на реке - 145 см, а осадка судов, проходящих по руслу реки, в основном составляет 160 см.
Чем это чревато, Николаю Киселеву также удалось доходчиво объяснить:
- Недостаточный объем работы по дноуглублению приводит к тому, что грузы, которые ранее отправлялись по реке, теперь перевозятся автомобильными дорогами.
В результате растут издержки грузоотправителей, изнашиваются дороги и даже меняется русло реки. Так, в 2006 году размыло опоры котласского моста во время осеннего паводка. Наконец, недостаточные работы по дноуглублению приводят к чрезвычайным ситуациям в использовании водного транспорта. В памяти живы воспоминания о том, как из-за низкого уровня воды в реке в плотах "зимней сплотки" осталось неотправленными по реке более 1 млн кубометров древесины. Дополнительные затраты на перевозку грузов судами составили около 650 млн рублей.
На совещании выяснилось, что идею строительства глубоководного района порта в Сухом море министр в целом поддерживает, но посетовал он на отсутствие точных прогнозов по объемам грузоперевозок. По мурманскому порту "все ясно", и уже создана управляющая компания. Кроме того, единый инженерный проект появится лишь после появления инвестора.
Не приоритет, но финансируют
Как представляется, на совещании удалось обозначить главную причину сегодняшних бед. Снижение объемов грузоперевозок водным, воздушным и железнодорожным видами транспорта приводит к увеличению нагрузок на автодорожную сеть, к ухудшению состояния дорог. Таким образом, надо развивать альтернативу дорогим автоперевозкам. Интенсивность автомобильного движения увеличилась почти в 20 раз, а нагрузка - в 8. Доля "тяжеловесов" в общем количестве автомобилей составляет почти 50%, а существующие дороги выдерживают максимальные нагрузки в 6-8 тонн на ось.
В этом контексте Николай Киселев попросил выделить для проведения ремонтных работ на федеральной трассе М-8 в 2008-2010 годах 9,8 млрд рублей. Просьбу министр учел, но в свою очередь попросил регион обеспечить разработку и поставку собственных строительных материалов, особенно щебня, что также было с пониманием воспринято.
Игорь Левитин согласился предоставить федеральное финансирование дороге Архангельск-Северодвинск. С одной стороны, это позволит снять нагрузку с областного бюджета, с другой стороны, область за свой счет привела дорогу практически в идеальное состояние. Останется ли дорога прежней или превратится еще в одну "убитую" "вологодку"? Игорь Левитин пообещал даже оказать содействие и работам по содержанию автодороги до Плесецка.
Транспорт требует концепции
Как отметил глава Минтранса, темпы развития транспортной инфраструктуры должны опережать развитие экономики. Однако пока что все иначе: при росте ВВП на 7-7,5% рост в транспортной отрасли едва превышает 2%. Чтобы изменить ситуацию, было принято решение направить в эту сферу значительные государственные инвестиции. Для Архангельской области это значит 4 млрд рублей в период с 2002 по 2010 годы и 24 млрд руб. в следующие пять лет.
По мнению Игоря Левитина, необходимо выводить все российские регионы на одинаковый уровень транспортной обеспеченности. Владимир Путин согласился с разработкой стратегии развития транспортной инфраструктуры до 2030 года. Таким образом, потенциал для развития транспортной отрасли в России имеется.
Подводя итоги, министр отметил, что в регионе необходимо уделять первоочередное внимание развитию водного, железнодорожного и воздушного транспорта. Архангельская область должна быть крупным транспортным узлом, приспособленным к работе в условиях севера, то есть в условиях, когда рост автомобильного сообщения во многом затруднен. Порадовало то, что решение региональных проблем, по словам министра, имеет для Москвы большое значение.
(В материале использовались данные ИА "Regnum", ИА "Rosbalt- Nord)
Антон Соколов, Волна
|