Есть над чем подумать [2007-11-20]
Воспитанный человек: Что он из себя представляет? Какой он в обществе? Каков его внутренний мир? Как он ведет себя в той или иной ситуации? Эти вопросы рано или поздно должен задать себе каждый человек. О воспитании, вернее, о его отсутствии, и пойдет речь далее.
Антон Павлович Чехов однажды сказал: "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли: Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - Боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами:" А.П. Чехов был абсолютно прав, он как будто писал про сегодняшнюю ситуацию. Сейчас хорошо воспитанный человек - не столь частое явление в нашей повседневной жизни. Большинство молодых людей не понимает, что культура и воспитание - это поведение человека в обществе и в быту, а не умение носить шикарный костюм и модную прическу: Поэтому и происходит деградация, растет бескультурье. На каждом шагу невежество, вульгарщина, равнодушие ко всему... Посмотрите вокруг! Следы отсутствия воспитания - сплошь и рядом: Разрушенные заборы у садиков, сломанные детские спортивные площадки, разбитые светильники на центральной улице города - смотреть на это грустно. За вырванные цветы с клумб, за выдранные с корнями кустарники - обидно. И, как бы это печально не звучало, перечисленные выше примеры - далеко не все. Это лишь малая толика того, что есть на самом деле. Поэтому особенно горько за осознание того, что все это сделала нынешняя молодежь - те люди, на которых возлагают надежды, за которыми - наше будущее:
В то же время, рассудите сами: как подростку, предоставленному самому себе, проводить свободное время? Самое простое - купить банку пива, а затем "поддавать" и задирать окружающих. Естественно, это намного проще сделать "за компанию", в результате чего подростки сбиваются в группы и тем самым теряют чувство ответственности. Битые стекла в подъездах, брошенная в витрину магазина урна, разрисованные фасады жилых домов, учреждений и организаций - все это, к сожалению, имеет место быть в нашем городе.
Один из основных, один из самых ключевых моментов в развязном поведении молодежи, на котором бы хотелось заострить внимание, - это подростковое хулиганство.
Заместитель председателя территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Елена Егерева о ситуации в городе сказала нам следующее: "За последнее время стойкую тенденцию приобретает выяснение отношений между подростками с применением грубой физической силы, неоправданной и необъяснимой жестокости". Стадное чувство, резкий выплеск адреналина, подстегиваемый криками толпы, собравшейся для получения удовольствия от зрелища "публичной порки" кого- либо из неугодных или провинившихся по мнимому предлогу сверстников, доходит порой до избиения и последующей госпитализации. Необузданная жестокость в исполнении девочек 14-15 лет поражает. При этом поводы для "расправы" самые банальные: "Мне не понравилось, как высказывались в мой адрес", "Распускают слухи" и прочие причины, когда нормальные, воспитанные люди выясняют отношения словами и убеждением, в крайнем случае игнорируют и ставят себя выше этого. Ведь попытка физической силой разрешать подобного рода конфликты порождает собой новые и новые преступления. Фактически довод "кулаком в лицо - решение проблемы" являет собой признание своего поражения и попытку самооправдания. Статистика нашего города показывает, что число преступлений различной направленности и степени тяжести за последние годы не снижается. Так, по итогам 2002 года было рассмотрено таких материалов в отношении 29 подростков, в 2003 году - 23, 2004 году - 33, в 2005 году - 20, в 2006 году - 42. Только за нынешние полгода комиссией (КДН) рассмотрены материалы в отношении 24 несовершеннолетних, причем подавляющее их большинство за нанесение побоев. В двух материалах комиссии фигурантами проходят 8 девушек в возрасте от 14 до 16 лет. Что же касается подростков, состоящих на учете именно за совершение преступлений против личности, то из 64 подучетных таковых - 18 чел., двое состоят на учете за неоднократно совершенные общественно опасные деяния, и почти половина - это девочки! Настораживает тот факт, что условия воспитания в большинстве случаев являются надлежащими, дети, преступившие закон, воспитываются в нормальных семьях, с правильной морально-нравственной позицией родителей. Из названных 64 подучетных подростков только 15 проживают в семьях, состоящих на профилактическом учете как неблагополучные. И совсем незначительное количество из многодетных и опекунских семей".
Чем же обуславливается такое поведение? В чем кроются причины неприятия детьми законопослушного поведения, уважения к личности и достоинству другого человека, терпимости к недостаткам других? Причин подростковой агрессивности много. Одни считают, что во всем виноваты создатели "кровавых" компьютерных игр и фильмов. Другие сетуют на отсутствие системы профилактики правонарушений. Третьи же говорят о педагогической запущенности и сетуют на то, что родители сегодня в большей степени вынуждены думать о заработках, чем о детях.
Еще одна проблема - это то, что успех в современном обществе измеряется деньгами, а не профессиональным ростом и самореализацией в работе. Люди, которые не видят себя миллионерами, озлобляются. А ведь отношения в детской среде - это зеркальное отображение отношений между взрослыми, принадлежащими к разным слоям нашего общества. Ненависть и злобную зависть сверстников вызывает ребенок из обеспеченной семьи, отторжение - из необеспеченной. Отсюда драки и стычки.
Так что же делать? Как найти выход из создавшейся ситуации?
Во-первых, что касается драк, то детям необходимо регулярно напоминать, что кулаками никому ничего не докажешь и что существует безграничное множество мирных путей выхода из конфликтных ситуаций.
Во-вторых, детей, безусловно, надо чем-то постоянно занимать. Им необходимо посещать всевозможные кружки и спортивные секции. В нашем городе широчайшие возможности предоставляют и Дом детского творчества "Росток", и Детская школа искусств, и Детско-юношеская спортивная школа.
В третьих, нужно вернуть школе ее достойное заслуженное место. Молодежь должна знать, что успех во взрослой жизни зависит от успехов в образовании.
И что самое важное - это семья. Там, где царит эмоциональный холод между родителями, даже при кажущемся благополучии и достатке, дети растут в условиях безразличия, отсутствия любви, доброты, обстановке психологического отчуждения. Такой эмоциональный климат семьи пагубно сказывается на формировании личности подростков, так как они нуждаются в постоянном душевном тепле, понимании, любви и сопереживании, поддержке своих родителей. Отсутствие этого способствует появлению таких личностных качеств подростков, как душевная опустошенность, холодность, жестокость. Поэтому родители не должны перекладывать воспитание своих детей на общество и пускать все на самотек. Должны как можно больше уделять внимания своему ребенку, заниматься с ним и помнить о том, что детям нужны не поучения, а личные примеры.
И. Сергеева, пресс-служба Администрации Мирного
И. Сергеева,, Вестник космодрома
|