Уча, учимся [2007-11-27]
Сельскохозяйственный техникум. Когда произносишь название этого учебного заведения, представляешь агрономов с тычинками-пестиками, землеустроителей с межами-контурами, механиков с сопроматом и под техникой, электриков с сопротивлением и законом Ома. Несмотря на кажущуюся простоту профессии, мол, от сохи и бороны, знания у учащихся и, особенно у их преподавателей, должны быть разнообразными. Специальность у них такая универсальная. Хоть и от сохи и бороны:
Педагоги сельскохозяйственного техникума известны в российских и международных научных кругах. Работы вельских преподавателей включены в различные тематические сборники. По мнению Елизаветы Распоповой: "Труд преподавателей Вельского сельскохозяйственного техникума, направлен на формирование и развитие у учащихся умения учиться. Формирование этого умения способствует развитию интеллектуальных, организаторских способностей, личностных качеств".
"Я давно антиресуюсь, ты не засланная
к нам?.."
Сказать по правде, у меня уже аллергия начинается от всех заседаний, совещаний, конференций. Потому как такими пустыми бывают эти мероприятия. Выходишь оттуда и диву даёшься: "И для чего всех собирали?".
А 16 ноября меня пригласили на конференцию "Самообразование, как путь к профессионализму и творческой самореализации", которую организовала для преподавателей сельскохозяйственного техникума руководитель методического объединения и завуч этого учебного заведения Елизавета Распопова. Стиснув зубы в предвкушении данного мероприятия (ох, трудна и неказиста жизнь синьора журналиста), направила в пятницу свои стопы в альма-матер на конференцию преподавателей (люди ж не должны страдать от притчеватости корреспондента).
Встретили меня в альма-матер радушно - чаем с плюшками. И потом только речи повели. Да какие! Вся аллергия у мены разом прошла. Вот бы нашим чиновникам у них поучиться!
Всё честь по чести
Вначале в техникуме провели открытые мероприятия. Открытые уроки и классные часы прошли на всех отделениях: у механиков, у агрономов и землеустроителей, у электриков. Как по специальным, так и по общеобразовательным предметам. Агрономы и землеустроители занимались проблемами экологии (кстати, благодаря студентам этого техникума, специалисты района смогли просчитать эффективность экологических последствий реализации районной программы по охране окружающей среды в 2008-2010 годах), аэрофотосъёмкой, геоинформационной системой для учёта земель, правописанием личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Механики корпели над сельхозмашинами и правилами дорожного движения. Электрики упражнялись в английском языке.
Преподаватели, которые проводили открытые мероприятия для своих коллег, волновались не меньше своих учеников. Каждому хотелось преподнести свой предмет и свой талант педагога. Потом краем журналистского уха довелось услышать "разбор полётов" на одном из отделений техникума - агрономии и землеустройстве. По мнению коллег, "полёт" прошёл на высоком профессиональном уровне, - интерес к теме проявили не только студенты, но и присутствующие на мероприятии преподаватели.
"Разговор у нас серьёзный, крупный будет впереди!.."
Затем в 11 часов преподаватели техникума собрались в читальном зале, чтобы послушать доклады своих коллег. Причём, воды в выступлениях педагогов не было. Всё было ясно, кратко, лаконично. Для усвояемости материала слушателям с помощью компьютерной инфографики демонстрировались графические блоки по результатам различных опросов студентов, схемы, таблицы, диаграммы. То есть, преподаватели наглядно показали, как они в 21-м веке работают с современными студентами.
Учитель информатики Светлана Рохина продемонстрировала, как она на уроках формирует профессиональные навыки у будущих специалистов с использованием компьютерных технологий. Оказалось, что нынешние студенты просто обязаны владеть компьютерной графикой, потому как получают дополнительную профессию чертёжника. Для сведения. Светлане Рохиной предложено написать и защитить диссертацию по её предмету. А её ученики самостоятельно создали веб-страницу и участвовали в международном конкурсе компьютерных технологий. Но поскольку в международном конкурсе участников очень много, вельчанам победа не улыбнулась. Зато на областном конкурсе студенты Вельского сельскохозяйственного конкурса заняли 2-е место.
Преподаватель русского языка и литературы Наталья Кузнецова в своём выступлении также подчеркнула, что большинство людей, особенно молодых, лучше воспринимают графическую информацию, чем текст. Кстати, она даже составила схему взаимоотношений героев романа "Война и мир". Внимание ребят к произведению классика, говорят, было гарантировано. Эта схема заинтересовала и других педагогов, - это ж анализ всего произведения! Лев Толстой - в схеме! Думал ли он когда-нибудь, что его потомки будут изучать "Войну и мир" таким образом?
Свои методы Наталья Вениаминовна объясняет так: "Ребята настолько динамичны, что материал для них надо изложить быстро, доступно, ясно, чтобы в их голове всё уложилось на уроке".
"И полезных перспектив никогда
не супротив!"
Интересные методы интернационального воспитания студентов - через поговорки, пословицы, оказались у преподавателя английского языка Ирины Стреловой. У каждого народа есть свои пословицы. Ребятам на уроке надо не только перевести их с английского на русский, но и отыскать в русском языке аналогичные по сути иностранным. То есть, учащимся постоянно приводятся примеры (вкладывается в подсознание мысль), что в мире много разных, отличительных друг от друга культур, но люди, независимо от цвета кожи, религии, языка не становятся хуже. К тому же, пословицы имеют ритм и рифму, поэтому их очень удобно использовать для обучения языка.
Для сведения. Ирина Сергеевна перевела с иностранного название сладостей "Тутти- фрутти", которые очень любят дети. В переводе это значит всякая всячина. А если ещё проще, то в этой конфете можно найти всё, что угодно (и что неугодно тоже).
Заместитель директора по воспитательной работе Алексей Варавин подготовил доклад о профилактике правонарушений. Выяснилась занятная картинка. Самыми распространёнными правонарушениями в своей среде студенты считают воровство, употребление наркотиков и нарушение правил поведения.
"Начиталися Дюма - вот и сбрендили
с ума!"
"Здоровый студент - здоровая нация". Такова была тема доклада преподавателя основ безопасности жизни (ОБЖ) Екатерины Давыдовой. Одна только её информация о том, что 54% молодёжи, родившейся в 80-е годы, не способна окончить среднюю школу, чего стоит!
Кстати, сегодняшний средний возраст педагогического коллектива сельскохозяйственного техникума - 45 лет. Через 10 лет, в 2017-м году, будет пенсионный возраст (беру по max, по пенсионному возрасту мужчин). Этим 54% , которые не способны окончить школу, будет по 28-37 лет. Люди с высшим образованием уйдут на заслуженный отдых. Кто займёт их место? Что будет со страной? Неужели Россия станет придатком Европы?
"И такие
экземпляры все
в Рассее на счету"
"Десертом" конференции стало выступление психолога учебного заведения Надежды Стаценко. Она рассказала о полученных ею результатах по исследованию на протяжении трёх лет индивидуально-психологических свойств первокурсников. Оказалось, что большинство студентов техникума - активные, живые ребята с социально направленным мышлением. И именно такие ребята очень хорошо воспринимают активные способы обучения. Единственное но: у этой активности небольшой ресурс. А потому при работе в большой группе они быстро выдыхаются. Для получения наилучшего результата, как на уроках, так и на внеклассном мероприятии, их лучше разбивать на звенья по три человека.
К тому же, нынешние студенты техникума не могут быстро и эффективно перестроить своё поведение в соответствии со складывающимися обстоятельствами. В той или иной ситуации главный пример для них - поведение педагога. То есть, для преподавателей учебного заведения открыты широкие просторы для их педагогической деятельности. В общем, кого захотят слепить педагоги из студента, того и слепят. Кстати, этот техникум в своё время закончили Николай Мальцев, в честь которого названы мыс и пролив в Карском море, герой Советского Союза Григорий Шабанов.
А вот самооценка ребят неадекватная. Многие из них оказались ориентированы на удачу. Педагогам техникума предстоит переориентировать учащихся на результат. Если у них получится, то эти ребята потом, в дальнейшей жизни, не будут стоять с стороне при решении жизненных или рабочих проблем, не побоятся взять на себя ответственность за эти решения.
Мало в техникуме и уравновешенных студентов. Видимо, реалии нынешней жизни сказываются. Но вот чувства ненависти к окружающим их людям учащиеся сельскохозяйственного техникума не испытывают.
* * *
Единственное, о чём я сожалею после конференции: "Эх, мне бы сейчас тут поучиться! Где мои 17 лет?":
Гульнара Нетёсова, Вельские вести
|