С ОСЕНЬЮ В ДУШЕ. [2008-03-07]С ОСЕНЬЮ В ДУШЕ.
Леонид Георгиевич Енгибаров родился 15 марта 1935 года в Москве.
В 1955 году в Государственном училище циркового искусства открывается отделение клоунады, и Леонид принимает решение поступить на него. Его принимают. По мнению тех, кто видел Енгибарова в те годы, уже в училище четко определилась его творческая индивидуальность как коверного мастера пантомимы.
Из воспоминаний Юрия Никулина: "Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум. А спустя три года, вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного человека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла зрителя, нет, она еще несла и философский смысл. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно".
Что представляли собой миниатюры Енгибарова? Конечно, описывать их - дело неблагодарное, их нужно видеть. Вот описание миниатюры под названием "Жажда". В ней героя Енгибарова мучает сильная жажда, и он замечает на высоком постаменте кувшин с водой. Естественно, он пытается до него добраться, однако дается ему это не сразу. Он много раз карабкается на постамент, падает, вновь поднимается, и так несколько раз. Наконец ему удается достать кувшин, он бережно берет его в руки, мысленно уже предвкушая тот момент, когда живительная влага утолит его страдания. И в тот момент, когда он уже готов опорожнить кувшин, внезапно появляется маленькая девочка. Она подходит к нему и, показывая на кувшин, просит отдать его ей. И клоун отдает. А девочка садится в сторонке и начинает поливать водой из кувшина свои песочные куличики, чтобы лучше лепились. Кульминацией этой сценки является то, как реагирует клоун на этот поступок девочки: он начинает... улыбаться. "Клоун с осенью в душе" - так называли Енгибарова благодарные зрители.
С Енгибаровым на арену цирка пришла печаль. Нынче этим не удивить, но в 60-х годах прошлого века подобная тональность казалась почти крамолой. Показывать репризы так, чтобы слезы у зрителей наворачивались? Это недопустимо, это не цирк! Все свои репризы и миниатюры он сочинял сам. Выступал в полной тишине - утверждал, что язык пантомимы понятней любого другого.
Енгибаров создал около 100 реприз и миниатюр, снялся в шести фильмах, написал множество новелл, отработал более шести тысяч представлений. Осуществил мечту - организовал собственный театр клоунады. Это случилось в 1971-м, за год до смерти. Он успел поставить два цирковых спектакля, на 90 процентов состоявших из клоунских пантомим, и вновь имел успех. С последним объехал 30 городов - от Дудинки до Ялты, от Ужгорода до Красноярска. Там и подхватил сильнейшую ангину. Перетерпел болезнь на ногах. А по возвращении домой свалился. Он умер 25 июля 1972 года. Над его могилой - клоун под зонтиком. Тот самый...
Подготовила Зоя МАТИАС С ОСЕНЬЮ В ДУШЕ. // Заполярный вестник (Норильск).- 07.03.2008.- 041.- C.24
Подготовила Зоя МАТИАС, Заполярный вестник
|