| |
Среди льдов и подводных течений [2008-02-22]Среди льдов и подводных течений.
"Ледоколы всегда были совершенно отдельным классом судов, и на них работают особенные люди. Далеко не каждый решится посвятить всю свою жизнь льдам. Ваша работа - это всегда штурм и преодоление, а ледовая проводка-это всегда сражение", -было сказано в Благодарственном письме Николая Дудова, адресованном генеральному директору ОАО "Дальневосточное морское пароходство" Евгению Амбросову.
Транспортная группа "FESCO" является крупнейшим морским оператором ледоколов на Дальнем Востоке. В оперативном управлении находятся три линейных ледокола -"Красин", "Адмирал Макаров", "Капитан Хлебников", предназначенные для работы в ледовых условиях любой сложности, и портовый дизельный ледокол "Магадан".
За долгие годы работы моряками "FESCO" накоплен уникальный опыт. География работы ледоколов охватывает Восточную Арктику, Балтийское море, Антарктику. Ледокольный флот "FESCO" решает задачи любой сложности - от проводки крупнотоннажных судов, в том числе танкеров, до круглогодичного обслуживания буровых нефтегазовых установок в условиях открытого льда. Дальневосточные ледоколы неоднократно спасали попавшие в ледовый плен суда и приходили на помощь отрезанным льдами полярным станциям.
Сегодня в Нагаевской бухте трудится ледокол "Магадан". Небольшой, но ведь и лед еще нетяжелый - справляется. Практически каждый день я вижу из окна, как он проводит в порт очередное судно или, наоборот, выводит его в открытое море... И возвращается вновь, ведя за собой замерзшие караваны с контейнерами, топливом, необходимым нашему краю грузом. Одним словом - романтика.
Работы у "Магадана" много, но все же и у него бывают минуты отдыха. Одной из таких передышек я и воспользовался, чтобы встретиться с капитаном ледокола Романом Могиляном. Видимо, ничто не случайно - встреча произошла как раз в день рождения Романа Николаевича. Ему исполнилось 45. За его плечами уже тысячи пройденных морских миль, тысячи часов напряженной работы и десятки успешно завершенных сложнейших ледовых операций. За это Роман Могилян и награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
ГДЕ РОЖДАЮТСЯ КАПИТАНЫ
Между прочим, не всегда в белокаменном городе на берегу синего моря. Отец Романа Могиляна родился в селе Мухор-Шибирь Бурятского района, где шум морского прибоя, как ни старайся, не услышишь. А вот к морю его повлекла романтика и тогдашняя агитация службы в Военно-морском флоте. К сожалению, поступать в мореходку ВМФ Николай Лукич приехал поздно, прием документов был уже окончен. Тогда он направился в гражданский флот. В итоге стал капитаном торгового судна.
Итак, отец Романа Николаевича - сибиряк, мать по происхождению украинка, ее родня, как и многие украинцы, еще в начале XX века переселилась в Приморье. А вот уже сам Роман Могилян, как и его брат Игорь (сегодня капитан морского судна), родился возле моря, во Владивостоке.
- Я пошел по стопам отца, - рассказывает Роман Николаевич, - поскольку с детства жил у моря и видел его работу. Разумеется, после окончания школы поступил в ДВИМУ, где выбрал штурманское направление, то есть непосредственно управление судном...
Романтика южных морей, загадочные страны, приключения в духе Синдбада или Одиссея - мечта многих юношей. Роман Николаевич побывал в других странах, еще когда проходил практику во время учебы. Но это было лишь любопытство, и он его удовлетворил. А работа - это уже совсем другое, в первую очередь она должна быть интересной самому, чтобы душа к ней лежала.
- Ледокол - это не случайный выбор, - пояснил он. - Несмотря на то что капитану грузового судна открываются заморские страны, он является больше администратором, грузоперевозчиком, переходы которого из порта в порт строго регламентированы: есть прямая линия, ее и держись. Разве что только в шторм капитан "грузовика" принимает решение, куда уйти укрыться. В то время как на ледоколе живая работа, среди льдов я сам себе выбираю путь. Получается, что только на ледоколе и есть та изюминка, которая многих манила и манит во флот: управлять судном... Окончив институт, молодой штурман попал на грузовое судно, но долго на нем не задержался. Не прошло и полгода, как Роман Могилян поднялся на борт ледокола "Адмирал Макаров". Этот труженик льдов и стал основным местом
его работы. Здесь он вырос до старшего помощника и отработал в этой должности 13 лет. Хотя, конечно, время от времени приходилось и на других ледоколах Дальневосточного пароходства нести вахту. Но никогда, даже в самые трудные времена, когда многие специалисты переходили на торговые суда, шли за длинным рублем, у него не возникало желания покинуть ледокол. И вот сегодня Роман Николаевич - капитан "Магадана", и не просто капитан, а один из опытнейших ледокольщиков России. Чего только стоила одна операция по спасению замерзающих в Корякин поселков!
Выходит, неважно, где родился человек: в портовом городе или небольшом сибирском селении - капитаны рождаются в море...
Не секрет, что зачастую в статье хронология беседы не совпадает с тем, как было на самом деле. Так и здесь разговор начинался вовсе не с того, кто и откуда родом, а с того, с чем приходится сталкиваться в повседневной работе капитану и его ледоколу, - со льда. Уж о чем, о чем, а о морских льдах капитан ледокола может говорить бесконечно долго: об их коварстве и разнообразии, а еще о ледяной палитре, особой, не такой цветистой, как в мастерских художников. Но знают и видят ее далеко не все.
- Существует мировая классификация льда, - говорит Роман Могилян. - Старая - по цвету: начальный вид льда - сало и непосредственно лед: темный нилос (темно-серого цвета), светлый нилос (серый с белыми просветами) и белый лед, который в свою очередь также делится на однолетний (тонкий), двухлетний (средний)и многолетний. И здесь понятие <тонкий> вовсе не означает, что лед действительно такой: его толщина 30 -70 сантиметров, а дальше - больше.
Рассказал Роман Николаевич и о ледовой разведке с воздуха, о том, какие летчики-асы работали на ледоколах. Ведь надо иметь недюжинную сноровку и немалый опыт, чтобы посадить вертолет в условиях плохой видимости на движущийся объект. Речь об авиации зашла не случайно, ведь классификация цвету родилась как раз из ледовой разведки самолетом. Сверху всю его цветовую гамму можно четко различить, чего, допустим, с корабельного мостика или берега не увидеть... А в былые времена благодаря корректировке с воздуха можно было найти самый безопасный путь среди льда, и суда ледового класса порой обходились без помощи ледокола.
Теперь на смену воздушной разведке пришли космические спутники, но не все дают полноценную картину. Наиболее тонкий и качественный поиск дороги во льдах все-таки осуществлялся воздушной разведкой.
Сегодня, для того чтобы ледокольщики могли оперативно ориентироваться во льдах, возводят высокие мостики. Но и это не всегда помогает, не раз случалось, что ледокол пробивается в тяжелых льдах, а рядом чистая вода! От различных казусов не застрахованы даже обитатели северных морей, что уж говорить о людях. Бывали случаи, когда в ледовую ловушку попадали киты: массивы тяжелого льда ложились на грунт, и млекопитающее, попав в такой плен, было обречено на гибель. Но надо отдать должное ледокольщикам, в таких случаях они всегда спешили на помощь животному.
Знание ледовой палитры и умение по ней ориентироваться - это то, исходя из чего строится работа зимней навигации. Но увидеть лед сверху - одно, и совсем другое - пробиваться сквозь него. Какие ледоколы только не изобретали...
ВЕТЕР - ЛУЧШИЙ ЛЕДОКОЛ
Многие изобретатели ломали голову над тем, как сделать работу ледокола эффективной: придумывали резать лед ледорезами, пускать впереди струю горячего пара, изменять форму носовой части - только все безуспешно. Как сказал Роман Николаевич, последнее изобретение все-таки было внедрено в ледовый флот - измененная форма носовой части. Это способствовало тому, что весь сломанный лед он подсовывал под кромки канала, образующегося за ним. Но хорош такой экземпляр только в неподвижном, припайном льду. А в открытом море, где ледовые поля постоянно дрейфуют и могут сжиматься до такой степени, что за кормой вырастают торосы, этот ледокол беспомощен и даже хуже обычного "грузовика".
Поэтому принцип работы ледокола до сих пор остается один - грубая сила: наползти на льдину и своей массой раздавить ее. То есть основные составляющие - это мощность и вес, их надо учитывать в первую очередь, чтобы не попасть в историю, ну и, конечно, погодные условия. Ведь, когда льды зажимают, никакая мощность уже не поможет.
- Как яркий призер сжатия можно вспомнить начало полярной навигации в 1988 году, - вспоминает Роман Николаевич. - Тогда двумя ледоколами - "Ермак" и "Адмирал Макаров" - мы вели караван от Берингова пролива к Певеку. Дул северо-западный ветер, соответственно, всю ледовую массу давило к северному побережью. Когда мы были неподалеку от Шмидта, услышали по радио: "На помощь попавшему в ледовый плен каравану, (то есть к нам) спешит атомный ледокол "Арктика".
Из-за сильного сжатия мы двигались потихоньку, а он все спешил. И вот, понадеявшись на свою мощность, "Арктика" не учла сжатия и решила пройти через стык двух полей однолетнего льда, где и была зажата с креном в 15° на левый борт, то есть мощность атома оказалась бессильной перед ледовой стихией. И вот уже потом мы с "Ермаком" в течение 23 часов, пока одно поле полностью не превратили в кашу, снимали ледовое напряжение. Таким образом, почти сутки мы выкалывали спешащий к нам на помощь ледокол. Льды - это та же стихия, и работать в них надо уметь...
Ветер в море... Иногда его ждут как спасения, от сильного, штормвого суда спешат укрыться в бухтах, но в ледовом море он нередко становится желанным. Во флоте есть такая поговорка: "Лучший ледокол - это ветер". Вот и сегодня благодаря ему Нагаевская бухта около недели практически была безо льда, это он в открытом море ломает большие ледовые поля, облегчая плавание кораблям. Но какими бы огромными не были охотоморские ледовые поля, в конечном итоге и они тают в лучах летнего солнца...
ЧТО ЛЕДОКОЛЫ ДЕЛАЮТ ЛЕТОМ
Все просто, они отдыхают в своем морском доме, а находится он во Владивостоке. Там же их ремонтируют, готовят к очередной зимней вахте. Правда, иногда нет-нет да и выйдет ледокол в открытое летнее море, ведь это еще и мощный буксир, способный тянуть огромные списанные на металлолом баржи и плавучие доки, водоизмещением до ста тысяч тонн. А часть ледоколов в летний период обслуживают полярную навигацию.
Для экипажа ледокола лето - долгожданная пора, моряки возвращаются из ледовых объятий к своим семьям, любимым занятиям. Отпуск Романа Николаевича расписан буквально по дням, и тем не менее не на все хватает времени. Основное его увлечение - рыбалка.
Лето для экипажа ледокола пролетает незаметно, и снова возвращаются моряки к любимой работе. Приходят на ледоколы и новые специалисты, но не все сразу могут преодолеть психологический барьер. Представьте, ведь припайный лед - это, в общем-то, продолжение берега.
- Когда на ледокол приходят штурманы грузовых судов, это сразу заметно, - поясняет Роман Николаевич. - Ведь один из законов мореплавания - держаться в стороне от опасности. Здесь же все в точности наоборот. Даже когда обкалываешь зажатые льдом суда, надо подходить к ним вплотную, и тут-то сказывается этот барьер. Поэтому работу на ледоколах лучше всего начинать уже с младших помощников...
Да, нередко работа ледокольщиков сопряжена с опасностью, и в шторм на ледоколе качка чувствуется намного сильнее, чем на грузовых судах, доходит до такого, что столы в каютах складываются. Но все же она интересная и, что немаловажно, живая...
Как поется в песне В. Высоцкого: "Корабли постоят и ложатся на курс" - так и здесь, не успел я сойти на берег, "Магадан" отправился на 58-ю параллель к кромке льда, где своей очереди зайти в порт ожидал танкер с тысячами тонн топлива на борту для нашего региона. Навигация продолжается...
Глеб Бояркин Среди льдов и подводных течений. // Магаданская правда (Магадан).- 22.02.2008.- 020
Глеб Бояркин, Магаданская правда
| | |
Использованные источники: allnorth.ru C’T HMN.RU SmartMoney Vanity Fair www.patriot-pomor.ru www.uhta.net Авангард АиФ в Архангельске Аргументы и факты Аргументы и факты - Магадан Аргументы и факты на Енисее Аргументы и факты на Мурмане Арсеньевские вести Архангельск Бизнес-класс Бизнес-класс. Архангельск Боевая вахта Будни Коми Важский край Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости) Вельск-инфо Вельская неделя Вельские вести Вести Вести города М Вестник космодрома Вестник Приобья Вечерний Котлас Вечерний Красноярск Вечерний Магадан Вечерний Мурманск Вечерний Новосибирск Вечерняя Москва Вечерняя Урдома Воздушный флот Волна Газета Граница России Гудок Двиноважье Двинская правда Деловое Прикамье Деловой Петербург Для клиентов: Добрый вечер, Архангельск! Жизнь за всю неделю Завтра Заполярная правда Заполярный вестник Заря Заря Тимана Звезда Звездочка Зеленый мир Земляки Знамя Знамя труда Золотой Рог Зырянская жизнь Известия Известия Удмуртской Республики Индустрия Севера Кадровый менеджмент Каргополье Колымский РегиоN Колымский тракт Коммерсантъ Комсомольская правда Комсомольская правда - Коми Комсомольская правда - Тюмень Комсомольская правда в Красноярске Комсомольская правда в Магадане Коношский курьер Континент Сибирь Коряжемский муниципальный вестник Котласский бумажник Крайний Север Красная Печора Красное знамя Красноярская газета Красноярский рабочий Красный Север Курьер Беломорья Лесной регион Литературная газета Магаданская правда Маяк Местное время Метро Мир&Dom. Business МК в Архангельске Молодежь Севера Моряк Севера Московские новости Московский комсомолец в Архангельске Московский комсомолец в Томске Мурманский вестник Наше время НГ-exlibris Недвижимость и цены Независимая газета Независимое военное обозрение Независимый взгляд Нефтегазовая вертикаль Нефть России Новая газета Новодвинский рабочий Новости Югры Новый Архангельск Новый город Няръяна вындер Омский вестник Онега Панорама Столицы Парламентская газета Парма Пинежье Плесецкие новости Полярная правда Правда Севера Правда-КПРФ Псковская правда РБК Республика РИА Родина Российская газета Российская земля Россия Русский репортер Рыбак Камчатки Рыбак Сахалина Рыбак Севера Самотлор-экспресс Север Северная надбавка Северная Широта Северный комсомолец Северный рабочий Сегодняшняя газета Сельская жизнь Сибирское агентство новостей Слово нефтяника Смена Собеседник Советская Сибирь Строительная газета Сургутская трибуна Таймыр Томская неделя Томская нефть Транспорт России Трибуна Трудовая Коряжма Тюменская область сегодня Тюменская правда Тюменские известия Тюменский курьер У Белого моря Усинская новь Устьянские Вести Устьянский край Учительская газета Холмогорская жизнь Хронометр Челябинский рабочий Щит и меч Эвенкийская жизнь Эвенкия Экономика и время Экономика и жизнь Эксперт Эксперт Сибирь Эксперт Урал Эхо столицы Якутия Якутск вечерний
|