| |
Это далекое близкое Приамурье... [2008-01-31]Это далекое близкое Приамурье....
Для журналиста поездка в другие регионы России не только повод для творческих размышлений, но и что-то похожее на политучебу. Тем более если экономическое развитие данной области непосредственно влияет на республику.
Не так давно я побывал в соседней Амурской области.
Находящаяся за Становым хребтом, в свое время она оказала неоценимую помощь Якутии не только в становлении Южно-Якутского экономического мегарайона, но и является особой страницей в развитии алмазодобывающей промышленности.
В конце 50-х, 60-70 гг. железнодорожная станция Большой Невер Амурской области (1076 км от Якутска) стала стратегическим пунктом концентрации грузопотоков для зарождающейся промышленности Западной Якутии.
В 2007 году исполнилось 50 лет со дня прибытия в Мирный первой автоколонны с грузом для треста "Якуталмаз". Тогда со станции Большой Невер прибыла колонна из 40 машин во главе с Евгением Бельским.
В память об этом событии 20 октября 1967 года у въезда в Мирный состоялось открытие монумента, на котором высечены имена 59 отважных водителей.
Старожилы алмазной столицы и автобазы Мирнинского ГОКа отчетливо помнят, какими неимоверными усилиями водители преодолевали более чем двухтысячекилометровое расстояние до важного участка Транссибирской магистрали.
Автомобильная дорога "Лена", или трасса "М56", проходящая по Южной Якутии и Приамурью, на многие годы стала единственным сухопутным выходом Якутии на Дальний Восток.
Все-таки не надо забывать, что мы являемся одной из самых труднодоступных в транспортном отношении территорий Российской Федерации.
В свете последних решений государства о строительстве мощного нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" сотрудничество с Амурской областью становится еще более тесным, плодотворным и многообещающим.
С высокой трибуны Вячеславом Штыровым отмечено, что добыча нефти благодаря "ВСТО" возрастет с нынешних 300000 тонн до 12 млн тонн в год.
К 2010 году доходы бюджета республики от нефтяной отрасли могут составить более 2 млрд, к 2020-му - порядка 46 млрд рублей.
Президент Якутии еще в начале 2007 года озвучил проект создания Дальневосточного металлургического комплекса, совладельцами которого станут Республика Саха и Амурская область. Предположительно, огромный завод построят вблизи Нерюнгри.
Для обеспечения громадного промышленного комплекса электроэнергией планируется построить каскад гидроэлектростанций суммарной мощностью 8500 МВт.
В случае успешной реализации данных проектов Якутия должна превратиться в регион, тесно интегрированный с соседями по Дальневосточному федеральному округу, особенно с Амурской областью.
Амурская область начинается сразу же за океанским водоразделом - Становым хребтом. Мне довольно хорошо знакомы те места, так как после службы в Советской Армии в 1986 году добирался на поезде до Большого Невера, затем на автомашине до Алдана. Впоследствии не раз доводилось ездить в те края.
Поскольку я здесь бывал не единожды, интерес к экономической интеграции двух регионов огромен.
Интересно, чем дышит Приамурье, где сокрыты громаднейшие перспективы, как проявят себя "долгоиграющие" проекты.
Вопреки неоспоримому факту, что субъект Федерации характеризуется невысоким промышленным потенциалом, считаю, что в завтрашнем дне экономики Дальнего Востока Амурская область будет играть существенную роль.
Да и сегодня область, далеко не считающаяся "столпом" промышленного производства, уже уверенно шагает в таких приоритетных отраслях, как строительство, производство стройматериалов, международная торговля, туризм, развитие железнодорожного транспорта.
Город Благовещенск стал настолько красив за последние годы, что только диву даешься.Правда, не без помощи китайских друзей, которые не только строят, но и повсюду искусно сажают деревья, выращивают овощи и фрукты, торгуют.
Дешевая рабочая сила из правобережья Амура "сотворила" из Благовещенска (население 218 тысяч человек), в недавнем прошлом непримечательного города, в настоящего архитектурного "красавца" с современными таун-хаусами, бульварами, транспортными развязками. Чего не скажешь о городах и поселках севера Приамурья, которые заметно отстали от областного центра.
"Приказал долго жить" космодром "Свободный-18", а это значит, что к концу 2007 года 1000 человек остались без работы.
В Сковородинском районе только недавно ликвидировали разрушенный стихией мост через реку Невер.
В самом Сковородино начала работу компания "Транснефть", продолжается завоз труб, сооружаются временные склады.
Здесь уложено в пределах тысячи километров трубы при общей длине первой очереди Тайшет-Сковородино около 2,7 тыс. км.
Жизнь в крае заметно оживилась, и люди питают определенные надежды на нефтепровод "ВСТО". Область только и говорит о грандиозном проекте.
Проблем в этом субъекте Федерации тоже накопилось достаточно.
В Амурской области наблюдается серьезный отток населения на "материк". Немало людей в поисках зарплаты уезжают в более благополучные Южный Китай, Корею, Японию для работы в сфере услуг и отдыха Азиатско-Тихоокеанского региона.
И это несмотря на то, что край вполне обжитой, с развитой инфраструктурой. На юге области климат не чета якутскому, поспевают яблоки, арбузы, соя, не говоря уже о злаковых, как-никак пахотных, земель с лихвой. Кстати, в Октябрьском районе один из развалившихся во времена перестройки совхоз со всем имуществом взяло в аренду якутское специализированное предприятие "Сахазернопродукт". И очень кстати!
Наши вложили деньги в развитие хозяйства в селе Паново Октябрьского района, которое интенсивно стало выращивать сою не только для Хаптагайского комбикормового завода (Мегино-Кангаласский улус), но и для экспорта в Японию и Китай.
В некогда запущенном хозяйстве наконец стали выплачивать зарплату работникам, улучшился соцкультбыт. Прекратились безделье, праздношатание, пьянство, народ потянулся к делу.
О якутах, поднимающих отсталое хозяйство в Амурской области, с пиететом писала в "Амурская правда".
Я не удивился тому факту, что в Благовещенске успешно работают якутские ювелирные магазины. Их изделия весьма востребованы в этом городе и охотно раскупаются состоятельными гражданами Китая.
Оказалось, что китайцы также очень интересуются изделиями из мамонтовой кости, струей кабарги, шкурами соболя, лисы, ондатры, волка, колонка, горностая, медвежьей желчью, рогами оленя, его сухожилием, высушенной кровью, пригодными для традиционной восточной медицины. У нас такого добра хватает. Так что перспектив для взаимовыгодного сотрудничества не занимать!
Самое главное, на территории области расположено несколько пунктов таможни, включая Джалинду, находящуюся в конечном пункте автодороги "Лена" (в начале 2008 решено возобновить работу таможни). Через них Якутия давно наладила торговлю с Китаем, но из-за некоторых препон дело пока тормозится.
Словом, для нашей республики Амурская область является весьма интересным местом.
При стабильном финансировании железная дорога прибудет в поселок Нижний Бестях Мегино-Кангаласского района. Оттуда за 40 часов можно будет доехать до станции Белогорск Амурской области (два с половиной часа езды на поезде до г.Благовещенска).
Однозначно, железнодорожный транспорт намного выгоднее чем автомобильный. Один железнодорожный эшелон в состоянии перевезти 14 тысяч тонн груза, а на это понадобилось бы 700(!) автомашин.
Это означает, что начало железнодорожного сообщения "Якутск-Белогорск" (1700 км) даст ощутимый импульс экономике Республики Саха, снимет громадную нагрузку с северного завоза.
Я не намерен предвосхищать надвигающиеся события: это только начало, развитие громадных проектов впереди!
Станислав АЛЕКСЕЕВ Это далекое близкое Приамурье.... // Якутия (Якутск).- 31.01.2008.- 018
Станислав АЛЕКСЕЕВ, Якутия
| | |
Использованные источники: allnorth.ru C’T HMN.RU SmartMoney Vanity Fair www.patriot-pomor.ru www.uhta.net Авангард АиФ в Архангельске Аргументы и факты Аргументы и факты - Магадан Аргументы и факты на Енисее Аргументы и факты на Мурмане Арсеньевские вести Архангельск Бизнес-класс Бизнес-класс. Архангельск Боевая вахта Будни Коми Важский край Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости) Вельск-инфо Вельская неделя Вельские вести Вести Вести города М Вестник космодрома Вестник Приобья Вечерний Котлас Вечерний Красноярск Вечерний Магадан Вечерний Мурманск Вечерний Новосибирск Вечерняя Москва Вечерняя Урдома Воздушный флот Волна Газета Граница России Гудок Двиноважье Двинская правда Деловое Прикамье Деловой Петербург Для клиентов: Добрый вечер, Архангельск! Жизнь за всю неделю Завтра Заполярная правда Заполярный вестник Заря Заря Тимана Звезда Звездочка Зеленый мир Земляки Знамя Знамя труда Золотой Рог Зырянская жизнь Известия Известия Удмуртской Республики Индустрия Севера Кадровый менеджмент Каргополье Колымский РегиоN Колымский тракт Коммерсантъ Комсомольская правда Комсомольская правда - Коми Комсомольская правда - Тюмень Комсомольская правда в Красноярске Комсомольская правда в Магадане Коношский курьер Континент Сибирь Коряжемский муниципальный вестник Котласский бумажник Крайний Север Красная Печора Красное знамя Красноярская газета Красноярский рабочий Красный Север Курьер Беломорья Лесной регион Литературная газета Магаданская правда Маяк Местное время Метро Мир&Dom. Business МК в Архангельске Молодежь Севера Моряк Севера Московские новости Московский комсомолец в Архангельске Московский комсомолец в Томске Мурманский вестник Наше время НГ-exlibris Недвижимость и цены Независимая газета Независимое военное обозрение Независимый взгляд Нефтегазовая вертикаль Нефть России Новая газета Новодвинский рабочий Новости Югры Новый Архангельск Новый город Няръяна вындер Омский вестник Онега Панорама Столицы Парламентская газета Парма Пинежье Плесецкие новости Полярная правда Правда Севера Правда-КПРФ Псковская правда РБК Республика РИА Родина Российская газета Российская земля Россия Русский репортер Рыбак Камчатки Рыбак Сахалина Рыбак Севера Самотлор-экспресс Север Северная надбавка Северная Широта Северный комсомолец Северный рабочий Сегодняшняя газета Сельская жизнь Сибирское агентство новостей Слово нефтяника Смена Собеседник Советская Сибирь Строительная газета Сургутская трибуна Таймыр Томская неделя Томская нефть Транспорт России Трибуна Трудовая Коряжма Тюменская область сегодня Тюменская правда Тюменские известия Тюменский курьер У Белого моря Усинская новь Устьянские Вести Устьянский край Учительская газета Холмогорская жизнь Хронометр Челябинский рабочий Щит и меч Эвенкийская жизнь Эвенкия Экономика и время Экономика и жизнь Эксперт Эксперт Сибирь Эксперт Урал Эхо столицы Якутия Якутск вечерний
|